Признаки остеохондроза

Время чтения: 6 минут Автор: Оксана Кузнецова 4134
Осмотр позвоночника врачом

Самое распространенное дегенеративно-дистрофическое заболевание позвоночника – это остеохондроз. Особенность его в том, что на начальных этапах он никак не проявляет себя, поэтому многие пациенты обращаются к врачу, когда уже процессы разрушения тканей заходят далеко. Но и в этом случае диагноз ставится не сразу, а после ряда лабораторных и инструментальных обследований. Очень важно правильно диагностировать остеохондроз, ведь чем раньше начато лечение, тем больше возможности предотвратить осложнения. Именно по этой причине нужно вовремя выявить у себя симптомы остеохондроза и обратиться к врачу.

Причины и механизм развития

Начинается остеохондроз с разрушительных процессов в межпозвоночных дисках. Они постепенно усыхают, уменьшаются в объеме. Это приводит к тому, что диски уже не могут выполнять свои функции правильно. Они могут разрушиться, тогда развивается грыжа. Но чаще всего такое состояние приводит к развитию остеохондроза.

Ведь межпозвоночный диск защищает позвонки от разрушения, служит амортизатором при различных движениях и удерживает позвонки в правильном положении. При уменьшении его объема происходит смещение позвонков. Нестабильность сегмента позвоночника приводит к образованию остеофитов – костных наростов, удерживающих позвонки на расстоянии. В ином случае может произойти ущемление нервных корешков, сдавливание сосудов. Все эти процессы обуславливают наличие множества разных признаков остеохондроза, поэтому так сложно его диагностировать вовремя. Но если знать, почему развивается эта патология, люди из группы риска могут быть внимательнее.

Вызывается остеохондроз обычно таким причинами:

• врожденными нарушениями в развитии позвоночника или дефектами соединительной ткани;
  • травмами или постоянными перегрузками, тяжелым физическим трудом;
  • нарушением осанки, плоскостопием, ношением неудобной обуви;
  • длительным нахождением в неудобной позе, малоподвижным образом жизни;
  • ожирением, неправильным питанием, наличием лишнего веса;
  • воздействием химических веществ, например, при наличии вредных привычек, приеме некоторых лекарств;
  • частыми стрессами;
  • естественными процессами, происходящими при старении организма;
  • постоянным вибрационным воздействием на позвоночник.
Развитие остеохондроза
Остеохондроз развивается после уменьшения высоты межпозвоночного диска, после чего начинают разрушаться сами позвонки

Поэтому необходимо внимательно следить за своим самочувствием, чтобы при первых симптомах обратиться к врачу. Особенно это важно для спортсменов, грузчиков, водителей, гимнастов, женщин, часто переживающих за своих близких и из-за этого испытывающих стресс.

Симптомы

Признаки остеохондроза зависят от стадии заболевания, а также от того, какой отдел позвоночника поражен дегенеративными процессами. Очень часто сначала пациент даже не ощущает боли в спине, только небольшую скованность по утрам. В процессе разрушения межпозвоночного диска из-за смещения позвонков происходит ущемление нервных корешков, и возникают боли. В зависимости от места локализации заболевания они могут проявляться не только в области спины. Часто боль отдает в лопатку, грудную клетку, руку или ногу, могут быть головные боли.

Особенностью остеохондроза на начальных стадиях является также то, что боли усиливаются при физической нагрузке и стихают после отдыха. Даже после принятия удобного положения тела больному становится легче. Болевые ощущения обостряются после переохлаждения, стресса, длительного пребывания в статической позе, например, при работе за компьютером или во время сна на неудобной постели. Очень часто также при остеохондрозе наблюдается скованность в движениях, слабость мышц, постоянная усталость. Пациент старается занять удобное положение, при котором он меньше испытывает боли.

Боль в спине
Основным признаком остеохондроза поясничного отдела является боль и скованность в движениях

Симптомы поясничного остеохондроза

Самым распространенным местом локализации дегенеративно-дистрофических процессов является поясничный отдел позвоночника. Он выдерживает самые большие нагрузки не только при движении, но и при сидении человека долго в одной позе. Из-за малоподвижного образа жизни современных людей мышечный корсет здесь слабый, поэтому любая перегрузка может привести к разрушению дисков или к смещению позвонков.

Кроме болевых ощущений и общей скованности, есть особые симптомы остеохондроза позвоночника в поясничном отделе. Если нижеперечисленные признаки то и дело дают о себе знать, необходимо записаться на прием к неврологу:

• немеют нижние конечности;
  • нарушается чувствительность кожи, может развиться парез;
  • ощущаются боли в органах малого таза, нарушается их функционирование;
  • пациент не может поворачиваться и наклоняться, боль ощущается даже при сидении.

Симптомы шейного остеохондроза

Особенно важно знать, какие симптомы пациент испытывает при остеохондрозе шейного отдела. Ведь иногда боль в шее даже не ощущается, а остальные признаки похожи на сосудистые нарушения, которые человек пытается лечить лекарственными средствами. Если же не остановить разрушительные процессы в шейном отделе позвоночника, это может привести к нарушению кровоснабжения головного мозга и даже к полному параличу тела.

Поэтому очень важно вовремя обратить внимание на такие признаки:

• головные боли, которые невозможно снять обычными анальгетиками;
  • при повороте головы появляется головокружение;
  • боли могут ощущаться в плечах, затылке, руках;
  • ухудшается зрение, видны мушки или цветные пятна перед глазами;
  • наблюдается снижение слуха, шум в ушах;
  • немеет язык, пальцы рук;
  • нарушается координация движений.
Дискомфорт в ушах
При шейном остеохондрозе часто наблюдаются головные боли, шум в ушах

Симптомы грудного остеохондроза

Признаки остеохондроза в грудном отделе легко перепутать с заболеваниями внутренних органов. И хотя основным симптомом является боль в спине, но она имеет свои особенности. Пациенты описывают это ощущение, как будто грудь сдавило обручем. Боли усиливаются при вдохе и выдохе, поэтому многие списывают эти ощущения на патологии сердца.

При грудном остеохондрозе боль будет усиливаться при переохлаждении, поднятии рук вверх, а также ночью. Может ощущаться онемение кожи, мурашки по телу, похолодание конечностей. Часто возникают нарушения в функционировании пищеварительной системы.

Диагностика

Чтобы предотвратить осложнения остеохондроза очень важно обратиться к врачу, как только появились первые его признаки. Это скованность в движениях и боли в спине после нагрузки. Лечением этой патологии занимается вертебролог или невролог. Опытный врач может поставить предварительный диагноз уже при осмотре и беседе с пациентом.

Но некоторые симптомы заболевания очень неспецифичны, напоминают проявления многих других патологий. Поэтому очень важна дифференциальная диагностика, которая поможет исключить болезни, при которых также развиваются сосудистые и неврологические симптомы. Это могут быть стенокардия, гипертония, язвенная болезнь, пиелонефрит. Основное отличие остеохондроза от них в том, что он имеет хроническое течение и развивается медленно, с периодическими обострениями, а боли чаще всего стихают в покое.

Но без специальной диагностики все же сложно поставить правильный диагноз. Чаще всего для этого используются инструментальные методы обследования: рентгенография, КТ, МРТ, УЗИ, миелография и другие. Иногда могут потребоваться также лабораторные анализы. Они помогут выявить наличие воспалительного процесса, увеличение концентрации кальция в крови.

Оценка рентген-снимка
Самым распространенным методом диагностики на начальном этапе заболевания является рентгенография

Рентгенография

На начальном этапе для подтверждения диагноза обязательно проводится рентгенодиагностика. Это основной метод обследования при остеохондрозе. Он самый простой и доступный, имеет меньше всего побочных эффектов. После определения места локализации боли делают снимки этого участка позвоночника. Они обычно проводятся в двух проекциях: прямой и боковой.

Если диагноз поставлен правильно, на это будут указывать такие рентгенологические признаки: уменьшено расстояние между позвонками, наблюдается атрофия межпозвоночных дисков, видны остеофиты, может быть разрушение ткани позвонков или изменение формы позвоночного столба.

Миелография

Это более сложный метод, он может иметь побочные эффекты, и показан не для всех. Ведь основывается миелография на введении в спинномозговой канал особой контрастной жидкости. При этом может возникнуть аллергическая реакция или даже поражение спинного мозга. После этого позвоночник просвечивается рентгеном.

Такой метод позволяет обследовать спинномозговой канал, определить места его повреждения дегенеративными процессами. Кроме того, миелография может определить наличие межпозвоночных грыж на начальном этапе.

Процедура МРТ
МРТ – это более информативный метод обследования, поэтому он используется при необходимости дифференциальной диагностики

Томография

Диагностика остеохондроза с помощью КТ или МРТ проводится реже, так как эти методы еще пока не везде доступны. Поэтому они применяются в сложных случаях, а также если требуется дифференцировать остеохондроз от других заболеваний. Но при проведении МРТ или КТ можно рассмотреть позвоночник и окружающие его ткани во всех подробностях.

Эти методы диагностики позволяют увидеть состояние сосудов, наличие грыж, сдавливание нервных корешков, форму межпозвоночных дисков. Они необходимы для дифференциальной диагностики остеохондроза от остеомиелита, опухолей спинного мозга, спондилита, болезни Бехтерева, сирингомиелии.

Своевременное выявление симптомов остеохондроза и правильная его диагностика помогут вовремя начать лечение. Это предотвратит развитие осложнений, облегчит состояние пациента и уменьшит количество обострений.

Кроме этого рекомендуем прочитать про основные симптомы грудного и поясничного остеохондроза.

Видео по теме:

• Embedded thumbnail
Оксана Кузнецова

Врач ревматолог, терапевт. Опыт работы по специальности терапевта 4 года, ревматолога 5 лет.